Меню сайта |
|
|
Наш опрос |
|
|
|
Главная » 2016 » Февраль » 19 » Союзы сельских обществ Дагестана.
16:53 Союзы сельских обществ Дагестана. |
Параграф 1
Союзы сельских обществ известные в исторической литературе под терминами «вольных обществ», «территорий», «дистриктов», «республик», «республиканских обществ», «федеративных республик», «федеративных союзов», «федеративных объединений», занимали приблизительно, как и феодальные владения, половину территории Дагестана. Число союзов сельских обществ в XVI-XVII веках невозможно назвать. Оно не всегда было постоянным. Даже для XIX века оно точно не установлено:
С.Броневский насчитал в Дагестане 12 «федеративных республик»,
А.А.Неверовский – 44 «вольных общества»,
Е.И.Козубский – более 60 «вольных обществ»,
А.Берже в одной Аварии насчитал 41 «вольное общество»
Р.М.Магомедов эту цифру довел до 68.
Существует мнение и о том, что в Дагестане союзов сельских обществ было свыше 80, и они представляли собой «особый тип территориально-этнических, общественно-политических и хозяйственных структур, появление которых было обусловлено рядом причин и, прежде всего, изменениями, происшедшими в социально-экономическом и политическом развитии общин». Союзы сельских обществ находись в основном в Западном, Центральном и Южном Дагестане, занимали территорию с разнообразными природными условиями. Это главным образом горная и высокогорная части Дагестана, где издавна проживали аварцы и народности аваро-андо-цезской языковой группы (андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, багулалы, каратинцы, ахвахцы, тиндалы, цезы, хваршины, бежтинцы), даргинцы (акушинцы, цудахарцы, сюргинцы, урахинцы, кайтаги, кубачинцы), а также лезгины и народности лезгинской языковой группы (табасаранцы, рутульцы, цахуры, агулы). Одни ученые считают, что союзы сельских обществ образовались в раннем средневековье, другие – в позднем. Новейшие исследования доказали, что образование союзов сельских обществ прошло ряд этапов.
Первые общества возникли на территории Дагестана – Лакза, Табасарана, Шандана, Ал-Караха, Зерехгерена, Серира.
Второй этап их истории связан с упадком ряда удельных княжеств в результате разорительных нашествий монголо-татар и войск Тимура, но еще больше – с обострением классовых противоречий, приведших к выступлениям усилившихся общин, уничтожению местных феодалов (князей, ханов, талкъанов, эмиров, беков, чанков и т.д.) и реставрации общинных отношений и порядков.
Третий путь – это образование союзов сельских общин в результате переселения горцев на другие земли (Джаро-Белоканский союз, Салатавия).
Существование большинства союзов сельских обществ в XVI-XVII веках не вызывает сомнений, как и существование их федеративных объединений (Акуша-Дарго, Антль-Ратль, Девек, Елеми), созданных, чтобы противостоять натиску правителей соседних с ними сильных феодальных владений.
Самым северным из союзов сельских обществ был Салатавский союз, который сформировался в XVI-XVII веках. В его состав входили джамааты (селения) Буртунай, Алмак, Дылым, Гертма, Хубар, Зубутли, Инчха, Гуниб, Бавтугай, Иха, Чиркей, Хадум-баш, Чирюрт, Миатли, Гостала, Зурамкент. Главным селом считалось селение Чиркей, отличавшееся многолюдностью. Поселения салатавцев, расположенные ближе к равнине (Дылым, Гостала, Бавтугай, Чирюрт, Инчха и др.), были больше похожи на кумыкские села, чем на собственно аварские, Жителей Салатавии называли «жителями тыльной стороны». В XVII веке салатавцы находились под большим влиянием эндирейских владетелей, на зимних пастбищах которых они пасли своих овец. Через Салатавию проходили торговые пути, связывающие внутренний горный Дагестан (Гумбет, Анди) с Кумыкской равниной и торговыми центрами Северного Кавказа. Это сделало салатавцев посредниками между горными аварцами и кумыками в торговых и политических делах. Многие салатавцы прекрасно знали кумыкский язык. В Салатавии был смешанный этнический состав населения (аварцы, кумыки, гуэны, тюменцы) К западу от Салатавии был расположен Гумбетовский союз сельских обществ. Его название означало «повернутые лицом к солнцу» (Гумбет - по-кумыкски). То же самое по-аварски означало «бактили», как назывался по-аварски этот союз, в который входили 18 селений. Центром этого союза было село Мехельта. Относительно крупными считались села Аргвани, Инхо, Чирката, Сивух, Данух. Через Салатавию Гумбет был связан торгово-экономическими путями с Эндирейским владением. Имел он тесные торгово-экономические связи и с соседней Чечней. Чеченцы пригласили себе в управители выходцев из дома хунзахских ханов, поселившихся первоначально в Гумбете (иногда ханы были и в Мехельте). К юго-западу от Гумбета по побережью Андийского Койсу, на северных склонах гор находился Андийский союз, который граничил на севере с Ичкерией, на юго-востоке – с обществом Кхеди, а на юго-западе – с Хиря. Самоназвание союза – Куиннал. В союз входили 9 сел: Гагатль, Зило, Риквани, Ашали и др. Главным из них было Анди, в котором в 20-е годы XIX века было до 1500 дворов. Сведений же о численности населения Анди в XVI-XVII веках не сохранилось. Селение Анди было известно в первую очередь как центр производства знаменитых бурок, пользовавшихся на всем Кавказе большим спросом. Между Анди и Гумбетом в XIX веке произошло военное столкновение.
Параграф 2
Вдоль южного склона Койсубулинского хребта в ущельях Андийского и Аварского Койсу до слияния этих рек с Казикумухским Койсу располагался Койсубулинский (Хиндалалский) союз. На севере он граничил с Мехельтой и Акушинским союзом, на западе – с. Акуша-Дарго и Аварским ханством, на востоке с Шамхальством. По самым ранним сведениям (70-е годы XVIII века) в Койсубу входили 15 сел. Главным из них было село Унцукуль. Койсубулинский союз (иначе Хиндалал) был тесно связан с Тарковским шамхальством и даже зависел от него, платил шамхалу подати. К югу от Койсубу по нижнему течению Кара-Койсу располагался один из известных и крупных аварских союзов сельских обществ – Андалалский. В него входило от 14 до 20 сел. Главными селениями были Согратль, Чох, Ругуджа, Корода Кудали, Обох, Хоточ. Известны также села Салта, Кегер, Мегеб. Центром союза считался Согратль. Андалал в XVI-XVII веках был тесно связан с Казикумухским шамхальством, с Акуша-Дарго. К западу от Андалала располагалось общество Куяда. Заметную роль среди аварских союзов играл и Технуцальский союз с главным селением Ботлих, расположенный южнее Андийского союза. Южнее него (на правом берегу Андийского Койсу находились общества Карата, Чамалал, Багулал, Ахвах, Тинди, Богос, Цунта-Ахвах. Мукратль, Тлейсерух. На северо-западе граница этого союза проходила вдоль Чечни, на севере – вдоль Анди, на юге – вдоль Багулала и Чамалала, на востоке – вдоль Каралала. Он объединял различные народы и этнические группы с собственными языками: чеченцев, аварцев, андийцев, ботлихцев и годоберинцев. В его состав входили: Ансальтинское, Шародинское, Ботлихское, Тасутинское, Годоберинское, Зибиркаинское, Тандоевское, Кванхидатлинское и Муниское общества. Этот союз играл очень важную роль в торгово-экономической жизни народов Западного Дагестана, так как находился на пересечении многих торговых путей. Территорию по долине реки Кара-Койсу занимало общество Карах, состоявшее из 9 аулов и отселков. Из них многолюдными были аулы Года, Тларуш, Урух-Сота. К востоку от Караха на границе с Казикумухским шамхальством в XVI-XVII веках находилось Мукратльское общество. Ахвахское общество располагалось в верховьях ущелья. Три аула – Цекуб, Тлянуб, Ратлуб – назывались Ратлу-Ахвах. Остальные села – Цунта-Ахвах. На территории Западного Дагестана существовал Каралалский союз. В него входили 18 сел, из которых многолюдны были Худжуб, Куруш, Хачада, Кахха, Рухху, Сута, Гунух. Муксу, Зунда, Бизур, Сачада, Базадасиль. Рядом с ними был расположен Ахвахский союз, или Цунта-Ахвах. В состав Каратинского союза входили села Алак, Анчик, Арчи, Карата, Рацитли, Хелатури, Верхнее и Нижнее Инхо. Ахвахский союз граничил с обществом Ратлу-Ахвах, с севера – с Багулал, а с востока – с Каралал. В историко-этнографической литературе Ахвах известен как «Цунта-Ахвах», с самоназванием сада – киладу. Селения союза Чамалал располагались на левом берегу Андийского Койсу. С запада и юга союз граничил с Ункратлем. Их северными соседями были технуцальцы. Этот союз объединял пять сельских обществ: Гадиринское, Гакваринское, Цумадинское, Гигатлинское, Конхинское (чеченцы) По правобережью Андийского Койсу располагался Багулальский союз сельских обществ, отделенный от Дидо Богосским хребтом. На востоке он граничил с Каралалом и Ахвахом, а на севере – с Технуцалом. В Багулал входили пять сел: Гимерсо, Кванада, Тлибищо (Тиса), Тондода и Хуштада. По соседству с ним было расположено и общество Тиндальское, также состоявшее из пяти аулов. Оно известно и как Богосское общество. Их жители называли себя идери. В западной части Горного Дагестана располагался довольно крупный Дидойский союз сельских обществ. Он занимал верховья реки Ори-Цхале образующее Андийское Койсу. Жители союза называли себя «цеза» (орлы). Аварцы их именовали «цунта», что также переводится как орлы. Дидо – грузинское название. В Дидойский союз входило 24 аула, разделявшиеся на три части: Асахо, Шуратль, Иланхеви. Северо-восточнее Дидо (Цунты) находилось общество Томс, расположенное по ущелью Томсуда. В этот союз входили 11 селений. Западнее союза Томс на левом берегу Аварского Койсу располагался союз сельских общин Кос, состоявший из семи селений. В Западном Дагестане (Цумадинское высокогорье) располагалось и Хваршинское общество, в которое входили селения Хварши. Хонох, Верхнее и Нижнее Инхоквари, Квантлада, Сантлада, Хвайни. Этноним хваршины происходит от названия самого большого их села – Хварши. Самоназвание хваршин – акьилько. В то же время жители каждого хваршинского села имели свое особое наименование. Жители Хварши – акъизо; Инхоквари – ихнее (ихзо); Квантлада – кIольоза; Сантлада – зольуозо; Хвайни – ичизо. Соседние жители их называют «население Хваршинского ущелья». Язык хваршин относится к цезской подгруппе андо-цезской языковой подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи языков, с небольшими диалектными различиями в каждом селе. Считается, что хваршинский язык занимает промежуточное положение между дидойским и андийским языками.
Параграф 3
Важную роль в Среднем Дагестане играл Гидатлинский союз сельских обществ. В него входило 19 сел. Наиболее крупными из них по поздним сведениям были Урада (200 дворов), Тилик (800), Хуур (300). Асал (400), Ках (440), Киндах (2170, Ури (271), Ракку-Ахал (180), Зикяль (190), Тидиб (179). Хинта (170). Это данные 1828 года. О численности дворов и населения Гидатлинского общества в XVI-XVII веках нет данных. Союз Киль состоял из семи сел. Из них Ругельда (382 двора) Ригик (271), Кукнук (200) и Мусик (100) были многолюдными. Ругельда была, по-видимому, главным селом. Союз обществ Кувал состоял из 24 сел, среди которых наиболее крупными были Руссул (300 дворов), Уралаб (200), Балдук (190), Залду (181), Хаххаснаги (160), Хазал (100), Чуну (100), Балин (102), Мугду (100), Кук-Кууда (120) Кроме отдельных союзов сельских обществ у аварцев и народов андо-аваро-цезской группы существовали и объединения союзов сельских обществ. Или их федерации, образование которых, по мнению исследователей было вызвано необходимостью создания мощных блоков союзов сельских обществ, чтобы не дать правителям соседних с ними феодальных владений подчинить своей власти каждый из союзов в отдельности. Одним из таких крупных объединений в Западном Дагестане был союз Антль-Ратль (Семиземелье), объединивший семь союзов сельских обществ. Он был расположен вдоль северного склона Главного Кавказского хребта, которым отделялся от Кахетии и Джаро-Белокан. Селения этого союза были расположены в долинах Кудаб-Ора. Союз охватывал территорию в 50-60 верст в длину и примерно столько же в ширину. С севера с ним граничили разные «лезгинские племена: кхеле, косо, тамсуда, бахтух… Он состоял из союзов Джурмут, Тхебех (Тходоколо), Бохну, Унхада, Анцлус, Тъаш, Анцух, Хуанал. (Капуча) и Кхенада. В Джурмут входили Хамлук (100 дворов), Гениколо (40), Херел (30), Готхнуб (15), Бехельда (70), Олхал (20), Салда (70), Джорода (50). Они располагались на правом берегу реки Джурмут-чая. Союз Тхебель объединял девять небольших сел, главными из которых были Надцал (75 дворов), Гаркулал (50), Тхухуб (40). Они располагались по правому берегу реки Тхамар-ора. В союз Бохну входили села на правом берегу реки Бокну у ее впадения в Кудиб-ор близ урочища Черель. Это села Никор, Сикиль, Моцутх, Хадиял, Тъадиал, Киндаб, Хиндук. В целом они насчитывали 630 дворов. Союз Ухнада состоял из пяти сел (Хочек, Цума, Хъитсух, Тхартлу, Хунзеб) и насчитывал 185 дворов. Располагались села в ущелье реки Унхада-ор. Союз Анцлуз был образован из семи сел: Тдрата, Ух-Хал, Гыдиш, Банаб, Хдмар (200 дворов), Тилутль, Кутла. В нем насчитывалось 770 дворов. Наиболее крупным был союз Тъаш, который объединял 27 небольших сел с общим количеством 11200 дворов. Лишь Тъамуда насчитывала 100 дворов. Расположены были села на правом берегу реки Кудаб-ор. Союз Анцух состоял из 21 села (всего около 100 дворов). Он располагался к западу от Тъаша. Капучинское общество состояло из девяти деревень, расположенных в горных ущельях, вдоль берега верховьев западного рукава Кудаб-ора, исключая деревни Инуха. Это были Тадал (200 дворов), Бежута, Качаркут (Капуча по-грузински), Нахада, Гарбутль, Худер, Хеллао, Родоро, Инуха. Во всех них насчитывалось 720 дворов. Существовало еще небольшое общество Кхенада из пяти сел: Рохль, Кхенада, Колоб, Цымкал, Охох, Хахаб с общим числом в 200 дворов. Оно находилось в ущелье около речки Кень-ора, которая близ урочища Никиш впадала в Тхомар-ор. Эти союзы управлялись выборными старшинами. Дела, касающиеся всего союза Антль-Ратль, решались на собрании джамаатов всех девяти обществ в урочище Череле, так как на этом месте было удобнее всего встречаться. На джамаатах присутствовало до нескольких сот человек. При этом «велады, или предводители военных отрядов, имели решающий голос». Другим федеративным союзом сельских обществ в Западном Дагестане бы союз Ункратль. Название союза (унк – четыре, ратль – земля) связано с его местонахождением в районе четырех ущелий. Этот союз объединял Сиситлинский, Гаоквский, Сильдинский, Хушетский, Хваршинский, Нижне-Хваршинский союзы. Ункратль граничил на западе с Тушетией, на юге – с дидойцами, на севере – с кистинами, и на востоке – с обществами Багулал и Чамалал. Селения союза располагались по обоим берегам Андийского Койсу. В целом у аварцев и авароязычной группы народов было от 38 до более 50 союзов сельских общин.
Параграф 4
В Среднем Дагестане располагались и союзы сельских обществ даргинцев: Акушинский, Мекегинский, Мугинский, Цудахарский, Сюргинский, Урахинский (Каба-Дарго), Буркун-Дарго, Ицаринский, Ганк, Гапш, Муйра, Шуркант, Каттаган, Ирчамульский, Каракайтаг, Хамур-Дарго. Они занимали большую территорию в пределах современных Акушинского (без Сюргинского участка), Дахадаевского, Кайтагского, Сергокалинского и Левашинского районов. Эта территория относится к предгорной, горной и горно-долинной зонам. Акуша-Дарго граничило на севере с Мехтулинским ханством, на северо-востоке – с Тарковским шамхальством, на юге – с Сюргинским союзом, на востоке – с Каба-Дарго и Кайтагским уцмийством, на западе – с Андалалом и Казикумухским ханством. Территория Акуша-Дарго была наиболее густонаселенной частью Среднего Дагестана. Но статистические данные XV-XVII веков по этому вопросу не сохранились, равно как и о других союзах сельских обществ. В состав населения Акушинского и Цудахарского союзов, помимо даргинцев, входили лакцы и аварцы. Многолюдность Акуша-Дарго позволяла ему при необходимости выставлять до 17 тысяч воинов. Поэтому эта федерация союзов в Дагестане всегда пользовалась политическим влиянием. Власть в союзах Акуша-Дарго возглавляли наследственные кадии, главным из которых считался собственно кадий Акушинского союза. Для решения общественных вопросов созывались магальские или общие сходы представителей всех союзов федерации. Крупным даргинским союзом сельских обществ считался и Буркун-Дарго (Вуркун-Дарго) с главным городом Ашты. В состав этого союза входили еще Кунки, Худуц, Амух, Анклух, Санди, Цирхе (агулы). В конце XVII – начале XVIII века Буркун-Дарго оказался под властью казикумухских правителей. Крупным был и Сюргинский союз, главным селением которого в XVIII веке стало Ургали (Урари), а до этого – Нахки. Союз состоял из 15 сел, был густо заселен и многолюден. Пытался даже подчинить находившийся рядом Ицаринский союз сельских обществ, который сохранил независимость от Сюрга с помощью уцмия Кайтага, но затем попал под его власть. В Ицари входили еще Чагры, Санакари и Шари. Среди южных даргинцев выделялся Урахинский союз (Каба-Дарго), который на западе граничил с Акуша-Дарго, на востоке и на юге – с Кайтагом, на севере – с Тарковским владением. Название «Каба-Дарго» переводится как «Оторванная скала»,
по-мулебкински
Къяба шури
,которая возвышается над Нижним Мулебки. Наиболее крупные села союза – Урахи, Нижние Мулебки, Мургук, Дейбук. Союз Ганк состоял из пяти сел с центром Уркарах. Ниже Уркараха был расположен союз Муйра, который объединил семь сел. Столько же сел, вошло в союз Гапш с центром Киша. Союз Ирчамул в Нижнем Кайтаге, а также союз Каракайтаг граничили с юга с Табасараном, с запада и севера – с другими землями Кайтага. Союз Каракайтага состоял из 11 сел, Шуркент – из 10, Каттаган – из 5 сел. Их центрами были Варсит, Дибахни, Шиляги и Лиша. Все они были населены даргинцами-кайтагцами. Союзы сельских обществ имелись в XVI-XVII веках и у табасаранцев. Это были союзы Девек-Елеми, Кераг, Суак, Кухрыг. Ранее других возник Диричский союз, граничивший на западе и юго-западе с союзами Кушан-дере и Агул-дере, на севере и северо-западе – с Нитрагом и Суваком, а на юге – с Ашага-Захит и Ашага-Архит, и на востоке с Даре (Дере) и Амергу. В его состав входили аулы Хив, Хоредж, Лака, Кандик, Арчуг, Цудук, Чувег и другие. В союз Кырах входи аулы: Гапиль, Дювек, Хустиль, Ягдык, Джиддиварик, Пилиг, Ругуж, Ханаг, Хуриг, Цанитил, Гули, Кюриг, Сивриг, Улуз, Урзиг, Урсиг, Хараг, Кужник, Чурдаф, Шила, Союз Чиркул объединял села Агка, Дагни, Джулжаг, Джуржниф, Ергюник, Гюхраг, Верхний и Нижний Гисик, Куваг, Кулиф, Курих, Ляхля, Хархни. Кухринский союз составляли села Ханак, Хуртил, Келерджик, Сартил, Сикуг, Бухнаг, Гасик, Думуркид, Сулантил, Хурцик. В Сувакский союз входили села: Атрио, Яраг, Гарик, Куниг, Вертил, Джулии, Урга, Фурдаг, Хурсатил, Кулик, Куштил, Ляхля, Уртил (Вертил) Нитригский союз объединял села Чиргил, Куярик, Ничрас, Тураг, Туруф, Межгюль, Зирдаг, Чере, Зильдик, Чулак, Ярак, Верхний Ярак, Куг и Заза (лезгины). Дричский союз состоял из сел Хив, Цудык, Арчуг, Кандик, Чувек, Лака Хоредж. Принцип образования этих союзов сельских обществ был территориальный. Они управлялись выборными из одних и тех же тухумов старшинами (кевхами). В джамаатах, наряду со светским управлением, существовало и духовное во главе с муллами, знавшими нормы шариата. Союзы сельских обществ не были «вольными» демократическими республиками. В них давно шел процесс социальной градации.
Параграф 5
Союзы сельских обществ были основной формой общественно-политического устройства лезгинской группы народов Самурской долины. В ней были расположены селения пяти союзов сельских обществ. Ведущим среди них был союз Ахты-пара I . Он состоял из 12 сел: Ахты. Клем, Хуля, Тра, Гогаз, Усур, Кака, Гдунг, Кочах, Мидфах, Сумугул и Хал. Ахты-пара II объединяла села: Хнов, Борч, Гдым, Маза, Фий. В Рутульский союз (Рутул-чай) входили 18 сел: Рутул, Хрюк, Зрых, Хулют, Киче, Кахул, Иче, Лукун, Ихрах, Кала, Амсар, Лучек, Шиназ, Чруш, Пилек, Уна, Кина и Хунук. Главное село этого союза – Рутул. Дозкупаринский союз состоял из девяти сел: Джаба, Балуджа, Джиг-Дхиг, Ихир, Пиркент, Ухул, Филидзах, Храх и Яжиг. Главным селом было Джаба. Союз Дозкупара II объединял села Микрах, Каракюра, Куруш, Мака и Каладжиг. Главным считалось село Микрах. Каждый из этих союзов управлялся самостоятельно старшинами и кадиями отдельно. Внутри союза вызревали социальные противоречия. Особенно это было заметно в Ахты-пара. Селение Мискинджа стояло как бы особняком. В нем была сильна роль духовенства (ахундов). Во всей Самурской долине одним из главных считалось селение Ахты, кварталы которого были застроены в XVI-XVII веках. Следует отметить, что они имели современный облик. Еще в XIV веке в долине реки Курах-чай возник Курахский общинный союз. В XV веке он объединял селения Шимихюр, Гельхен, Анкар, Кочхюр, Штул. К востоку от Кураха до реки Чирахчай и Гюльгеры-чай и до левобережья Самура располагались земли Кюры (Куры). Кураху и Кюре до XVI века удавалось сохранить независимость от Сефевидов. В 1511-1512 годах войска Исмаила и отряды Ширваншаха заняли Кюре и нанесли поражение Курахскому союзу. Союзы сельских обществ имелись и у агулов. Тпиг объединял селения в долине Чираг-чая. Этот союз стал называться Агул-дере (Агульский магал). В долине левого притока Чираг-чая Каша-нака 6 сел составили союз Кошан-дере. В состав Ричинского союза вошли 4 села в долине Курах-чая. Агульский, Кошанский и Ричинский союзы сельских общин вынуждены были отстаивать свою независимость от казикумухских правителей. Большинству союзов сельских обществ Дагестана в XVI-XVII веках приходилось отстаивать свою политическую независимость от правителей соседних феодальных владений. Не всегда эта борьба была успешной, но она практически не прекращалась, имела тенденцию к расширению и обострению по мере усиления натиска феодалов на союзы сельских обществ. Это нашло четкое отражение в нормах обычного права горцев, а также в «Соглашениях» между отдельными сельскими обществами или между союзами сельских обществ Дагестана, антифеодальная направленность которых не вызывает сомнений. Приведенный материал свидетельствует о том, что в Дагестане в XVI-XVII веках не сформировалось единое государственное образование с соответствующими атрибутами и институтами власти. Для Дагестана этого периода характерна этническая и политическая пестрота. До 40-х годов XVII века на территории Дагестана функционировали 7 самостоятельных феодальных владений: Тюменское ханство, Казикумухское шамхальство, Аварское ханство, Кайтагское уцмийство, Табасаранское майсумство, Дербентское и Цахурское султанства. Во второй половине XVII века к ним прибавились, ставшие независимыми от Казикумухского шамхальства при его распаде в 40-50-х годах XVII века и получившие статус самостоятельных феодальных владений Мехтулинское и Казикумухское ханства, Эндирейское, Аксаевское и Костековское княжества, Бамматулинское владение Традиции шамхалов перешли к Тарковским правителям, которые официально стали именоваться Тарковскими шамхалами. Их владение получило название Тарковского шамхальства. В Табасаране от майсумства отпочковалась часть сел во главе с кадием и образовала Кадийство табасаранское. Кайтаг оказался с середины 40-х годов XVII века поделенным между двумя враждовавшими между собой линиями рода уцмиев. Одна из них правила в Нижнем, другая – в Верхнем Кайтаге. Эти феодальные владения отличались как по величине территории, количеству и этническому составу населения, так и по их роли в политической жизни Дагестана. Во всех владениях шел процесс углубления феодальных отношений. Определенные сдвиги в социально-экономическом развитии переживали и союзы сельских обществ Дагестана, точное число которых в XVI-XVII веках трудно установить.
|
Просмотров: 3961 |
Добавил: Аэм
| Рейтинг: 4.0/1 |
|
|
Календарь |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|