Меню сайта |
|
|
Наш опрос |
|
|
|
Главная » 2016 » Февраль » 10 » Рубрика "Религия и жизнь"
12:36 Рубрика "Религия и жизнь" |
Ислам
Ислам - одна из крупнейших и наиболее влиятельных мировых религий. Это религия большей части Ближнего Востока, Северной Африки, Средней Азии, регионов России, Малайзии и Индонезии.
Кстати, Индонезия — это самая большая мусульманская страна в мире.
Сегодня около миллиарда людей исповедуют ислам.
Ислам — арабское слово, которое означает покорность, подчинение, или послушание. Другое значение слова — "мир".
Таким образом, более полно название религии можно перевести как "совершенный мир, который наступает, если подчинить свою жизнь Богу". Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином. Мусульмане верят, что подчинение и послушание воле Бога — единственный путь, следуя которому человек может достичь истинного покоя в собственной душе и во всем обществе.
Ислам можно рассматривать как религию, родственную иудаизму и христианству, поскольку все три считают Ибрагима (Авраама) праотцом веры.
Поэтому историю и даже сущность ислама нельзя понять в отрыве от более ранних родственных религий, то есть иудаизма и христианства. Как иудаизм и христианство, ислам является "религией Книги". Для иудеев Книга - это Тора, для христиан - Библия, для мусульман — Коран, собрание откровений, которые пророк Мухаммед получил от Бога.
Источник "Зам-зам"
По арабским преданиям, появление в этих пустынных местах обильного водой источника обязано чуду, сотворенному Богом ради праотца Ибрагима (библ.Авраам) и сына его Исмаила, легендарного родоначальника североарабских племен: потомки Исмаила, выросшие в Аравии, стали арабами,а оставшиеся в Палестине потомки Исаака — евреями..
По возвращении Ибрагима из Египта в Палестину жена его Сарра, которая была неплодна, не надеясь иметь детей, предложила в жены Ибрагиму свою рабыню Хаджар(библ. Агари), подаренную ей египетским фараоном. Хаджар, родившая вскоре Исмаила, возгордилась и стала с презрением относиться к Сарре, что было не очень-то хорошо с ее стороны. Когда же престарелая Сарра по воле Бога родила Исаака, к вражде матерей вскоре присоединились ссоры сыновей. Сарра горько жаловалась Ибрагиму и требовала прогнать Хаджар с ее сыном. Ибрагиму, очень любившему Исмаила, трудно было решиться на это; но Бог приказал ему подчиниться требованиям Сарры, и он отвел Хаджар с Исмаилом в Аравию, на самим Богом указанное место и оставил их там. Вскоре запас воды у них кончился. Напрасно Хаджар металась в поисках источника или колодца (по преданию, это послужило прототипом одного из обрядов мекканского паломничества — са-й) — ни малейшего следа воды не было заметно среди безжизненных холмов и раскаленных скал, и мучительная смерть от жажды казалась неизбежной. Отчаявшись, Хаджар удалилась на некоторое расстояние от Исмаила, чтобы не видеть его предсмертных страданий, облегчить которые она была бессильна, а оставленный ею Исмаил заплакал и стал ударять ногою о землю. И — о, чудо! — на этом месте забил источник пресной воды! Хаджар, бросившаяся к сыну (она думала, что на Исмаила напали дикие звери), увидела, что они спасены, — она напоила Исмаила и напилась сама, а чудесный источник оградила землей и камнями из боязни потерять воду...
Такова легенда о происхождении источника Зам-зам.
Кааба
После смерти Хаджар отец Исмаила стал подолгу, иногда по нескольку лет, гостить в окрестностях Мекки. В одно из его посещений (по велению Аллаха) и был построен храм Кааба на том самом месте близ источника Зам-зам, где некогда находился храм Адама — первый храм на земле. Это место было указано ангелом Джабраилом (архангелом Гавриилом), который помогал Ибрагиму и Исмаилу при строительстве и объяснял, каким должен быть храм, угодный Богу. От него же, очевидно, Ибрагим и Исмаил узнали, что храм, который они строят, — точная копия того храма, в котором молился Адам.
По арабским легендам, после грехопадения Адам и Хавва (Ева) были не только изгнаны из рая, но и разлучены: Адам попал на остров Шри-Ланку (Цейлон), а Хавва - на побережье Красного моря недалеко от Мекки в те места, где расположен ныне порт Джидда. (Кстати, на окраине Джидды и сейчас показывают могилу праматери Хаввы). Они встретились только через двести лет в районе Мекки: гора Арафат, где они впервые познали друг друга после столь продолжительной разлуки. Это место почитается мусульманами как одна из святынь. Адам очень страдал, что он лишился не только рая, но и храма, в котором привык молиться в раю. В конце концов Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю. После смерти Адама этот нерукотворный храм был унесен обратно на небо.
После этого Каабу строили Сиф (третий сын Адама), Нух (Ной) и его старший сын Сим, восстановивший ее после потопа.
Чтобы Каабу было легче строить, ангел Джабраил принес Ибрагиму плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов; этот камень (Макам Ибрагим) до сих пор находится в Каабе, и верующие отчетливо видят на нем отпечатки ног своего праотца. Когда храм был почти готов, Ибрагиму понадобился заметный камень, чтобы обозначить на стене место, с которого следует начинать ритуальное обхождение вокруг Каабы. Дело в том, что в раю ангелы и Адам, наученные самим Богом, совершали семикратное обхождение вокруг храма, и Ибрагим хотел, чтобы и на земле богослужение происходило правильно. Тут-то ангел Джабраил и принес ему знаменитый Черный камень, который был вделан в северо-восточный угол здания, — этот камень первоначально был ослепительной белизны, но затем быстро почернел от прикосновений грешников. Камень имел неземное происхождение, еще во времена Адама он упал с неба — по одной из версий, это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как он допустил грехопадение своего подопечного. Действительная природа Черного камня до сих пор неизвестна — многие ученые считают его очень крупным метеоритом, но не исключено, что это крупный кусок неизвестной вулканической породы: каменистая Аравия изобилует потухшими вулканами, и во многих местах мощные потоки лавы залегают на самой поверхности...
Хадж
Ритуал хаджа имеет довольно древнюю историю, которая восходит еще к первым пророкам в исламе – Ибрагиму и Исмаилу. Благодаря им был построен Кааба, который считается первым домом, в котором поклонялись Господу. Однако есть предание более древнее, которое повествует о том, что на месте современной Каабы был построен самый первый дом для поклонения Господу, и сделали это первые люди, изгнанные из рая - Адам и Хавва. После потопа он был разрушен.
Вот так и начинается история хаджа, как раз после окончания потопа, когда Господь повелел своему пророку Ибрагиму привести свою семью на то место, где сейчас находится Мекка, а именно Кааба. После этого пророку необходимо было уйти в Палестину. Очень интересным моментом является поиски воды женой пророка – Хаджарой. Благодаря ее усилиям и вере между холмами Сафа и Марва появился источник, который называется Зам-Зам. Хаджара семь раз пробегала между этими холмами в поисках воды. Этот момент отразился и в ритуале хаджа: теперь паломники должны также совершить это действо. А источник воды так и существует там до сих пор, его водичка является целебной, ее пьют и обливаются ею во время ритуала.
Паломничество к Каабе является одним из пяти столпов Ислама.
Каждый совершеннолетний мусульманин (мужчина или женщина), обладающий физическими и материальными возможностями, обязан раз в жизни совершить хадж в Мекку. Хадж символизирует собой веру, единство и равенство мусульман.
Часть 1. Подготовка к хаджу
Хадж, как и любой другой вид поклонения, должен совершаться с правильным намерением. Отнеситесь к хаджу должным образом. Это не просто поездка. Раньше, совершение хаджа сопровождалось большими трудностями в пути и, часто, смертью паломников. Несмотря на безопасность и комфортабельность современных средств передвижения, не следует забывать, что это может стать вашей последней поездкой в жизни. Поэтому отнеситесь к поездке в хадж серьезно. Начните изучать порядок совершения хаджа заранее, чтобы во время совершения хаджа вы были заняты искренним поклонением, а не изучением последовательности действий.
Как и любые другие виды поклонения, хадж следует совершать с намерением приближения к Аллаху.
Неприемлемо совершение хаджа с намерением приобретения материальной выгоды, славы или почета.
Также ритуалы хаджа должны выполняться по сунне пророка Мухаммада без привнесения различных новшеств.
Виды хаджа.
Существует три вида хаджа: таматту’, кыран, ифрад.
Каждый из видов немного отличается как в последовательности действий, так и по времени совершения:
Таматту' является наиболее распространенным видом хаджа. Пророк советовал совершать именно этот вид хаджа. Тамматту' отличается тем, что паломник совершает и умру (малое паломничество) и хадж, но не в одном состоянии ихрама. Завершив обряды умры, выходит из ихрама и с началом ритуалов хаджа заново надевает ихрам. Совершающий такой вид хаджа называется мутаматти'. Чаще всего паломники совершают хадж таматту’ и именно этот вид хаджа будет показан ниже.
Кыран отличается тем, что паломник совершает и умру и хадж в одном состоянии ихрама. Совершающий такой вид хаджа называется каарин.
Ифрад отличается тем, что паломник не совершает в нем умру, ограничиваясь лишь ритуалами большого хаджа. Также в обряды ифрада не входит жертвоприношение. Совершающий такой вид хаджа называется муфрид.
Организационные вопросы.
Заранее решите все организационные дела: загранпаспорта, визы, билеты. Если срок вашего загранпаспорта истекает в скором времени, то заранее подайте на переоформление. Выдача нового паспорта может затянуться.
Ритуалы хаджа совершаются в Мекке и ее окрестностях. Основные обряды хаджа проходят с 8 по 12 число месяца зуль-хиджа. Зуль-хиджа - 12 месяц мусульманского лунного календаря. Мусульманский лунный календарь короче солнечного на 10 суток, поэтому сроки хаджа ежегодно сдвигаются вперед.
Четвертый день месяца зуль-хиджы - крайний срок для прилета в аэропорт Джидды.
Саудовская Аравия ежегодно определяет квоты на количество паломников для каждой страны. Для получения визы на хадж следует обратиться к туристическим фирмам, аккредитованным посольством Саудовской Аравии.Для безопасности и удобства путешествия, паломников организовывают в группы по национальному признаку или территориальной принадлежности. Чтобы узнать о группах на хадж в вашей местности, обратитесь в местное управление мусульман.
Менталитет.
Имейте в виду, что Саудовская Аравия – страна со строгим теократическим устройством. Многие вещи могут показаться вам непривычными. Не стоит удивляться, увидев женщин с закрытым лицом. Никаб – традиционный элемент женской одежды в мусульманских странах.Для мусульманок, совершающих хадж, есть дополнительные условия - наличия в поездке с ней махрама - близкого родственника мужского пола. Для женщин старше 45 лет, при условии поездки в группе других женщин, махрам не обязателен.
Часть 2.
Совершение умры.
Умра — малое паломничество, связанное с посещением Мекки и Запретной мечети не в месяц, предназначенный для хаджа, а в любое другое время.
Перед совершением хаджа и умры паломник входит в ихрам - ритуал символизирующий духовную и физическую чистоту. Состояние ихрама накладывает определенные ограничения: паломнику нельзя пользоваться парфюмом, косметикой, ароматизированным мылом, нельзя удалять волосы на любом участке тела, подстригать ногти, ругаться, ссориться. Также нельзя иметь интимную близость.
Ихрам женщины отличается от ихрама мужчины.
Ихрам мужчины состоит из двух кусков белой ткани. Один из них наматывается вокруг пояса, другой накидывается на верхнюю часть тела. Мужчинам запрещается надевать скроенные одежды, в то время как женщины остаются в обычной одежде. Также мужчинам нельзя надевать любой головной убор или покрывать голову и лицо.
Мужчины совершают гусль, удаляют волосы под мышками, в паховой области, подстригают ногти. Все действия совершаются с намерением ихрама. После вхождения в ихрам нельзя пользоваться всеми видами благовоний. Обувь должна быть открытой и без задника, также не должна закрывать пальцы ног. Одинаковые для всех два куска белой материи символизируют равенство мусульман независимо от их социального статуса.
Женщины, как и мужчины, совершают гусль, удаляют волосы, подстригают ногти. Парфюм, косметику, как и любые ароматические масла использовать запрещено. Требование к обуви женщин такое же, как и у мужчин. Женщины не обматываются кусками ткани, а остаются в своей обычной одежде. После облачения в ихрам паломники произносят тальбию.
Существует пять мест для облачения в ихрам, которые называются микатами, и каждый паломник должен входить в состояние ихрам только в них. Паломнику запрещается миновать микат, не войдя в состояние ихрам. Когда паломник достигнет миката, он произносит тальбию - намерение совершить хадж или умру. Тальбию следует повторять громким голосом до тех пор, пока паломник не достигнет Мекки. Слова тальбии: "Вот я перед тобой, о Аллах! Вот я перед тобой и нет у тебя сотоварища! Поистине тебе надлежит хвала и тебе принадлежит милость и владычество! Нет у тебя сотоварища! Вот я перед тобой, совершая умру!" Если паломник минует микат без состояния ихрама, то ему надлежит вернуться к микату и войти в ихрам.
Кааба – главная святыня Ислама, в ее сторону обращаются мусульмане во время ежедневных молитв. При виде Каабы можно обратиться с мольбой. Это один из моментов, когда Всевышний может ответить на вашу мольбу.
В мечеть следует заходить с правой ноги.
Таваф - семикратное обхождение Каабы.
С самого начала обхода Каабы и вплоть до его завершения мужчинам следует обнажить правое плечо. Обхода Каабы совершается против часовой стрелки, так чтобы Кааба находилась слева от паломника. Во время обхода Каабы следует проходить за стеной аль-хиджр. Первые три круга необходимо пройти быстрым шагом, а оставшиеся четыре – обычным шагом. Во время обхода постарайтесь приблизиться к черному камню и поцеловать его или хотя бы прикоснуться к нему. Если подойти к нему не удается, то во время обхода, поравнявшись с ним, вытяните руку в его сторону и скажите: «Бисми Лляхи, Аллаху акбар, уа лиЛляхи аль-хамд». Не стоит толкаться и расталкивать людей для того, чтобы приблизиться к черному камню. Нет определенных дуа во время совершения тавафа, поэтому можете обращаться я любой мольбой и читать любые молитвы.Когда паломник завершит седьмой круг, он прикрывает правое плечо и направляется к месту Ибрагима, где совершает 2 ракаата намаза. После этого желательно выпить воду Зам-Зам.
Са’й.
Са’й представояет собой семикратное обхождение меж двух холмов: ас-Сафа и аль-Марва. Приблизившись к ас-Сафе, он читает следующие слова Всевышнего: «Инна-с-Сафа ва-ль-Марвата мин ша'аири-Ллях, фаман хаджжа-ль-байта ауиътамара фаля джунаха ‘аляйхи ай-й-йаттаввафа бихима, уа ман татавваа хайран фа-инна-Ллаха Шакирун ‘Алим».
Раньше ас-Сафа и аль-Марва находились под открытым небом, но в ходе расширения Заповедной мечети, два эти холма находятся внутри длинного коридора. Начиная обряд от холма ас-Сафа паломник, повернувшись в сторону Каабы, произносит трижды: «Аллаху акбар!», после чего направляется в сторону аль-Марвы. Во время обхождения между ас-Сафой и аль-Марвой нет определенных дуа, поэтому паломник может читать любые молитвы. Достигнув холма аль-Марва, паломник, также повернувшись в сторону Каабы трижды возвеличивает Всевышнего.Когда паломник завершит седьмое прохождение на аль-Марве, он подстригает волосы на голове, и на этом его умра заканчивается.
Подстригание волос.
После совершения са’й паломнику следует выйти из состояния ихрама. Это делается путем сбривания волос на голове или срезания небольшой пряди волос. Женшины не сбривают волосы, а лишь срезают небольшую прядь. Выйдя из состояния ихрама, паломнику разрешается надеть обычную одежду и становится дозволенным то, что было запрещено в состоянии ихрама. В таком состоянии паломник находится до 8 числа, когда начнется обряд хаджа и ему вновь придется надеть ихрам. Поэтому не стоит брить голову наголо, так как волосы могут не успеть отрасти к окончанию хаджа, когда ему снова придется их укорачивать.
Часть 3.
Совершение хаджа
Когда наступит 8-ой день месяца зуль-хиджа, паломник входит в состояние ихрама и провозглашает тальбию для совершения хаджа. Он делает все то же самое, что делал для вхождения в состояние ихрама для совершения умры: полное омовение, облачение в два куска белой ткани и произнесение тальбии. Он не прекращает произносить тальбию, вплоть до ритуального бросания камешков. Паломник входит в состояние ихрама в том месте, где он остановился для проживания.Все обряды хаджа заканчиваются 12 числа месяца зуль-хиджы, однако из ихрама можно будет выйти только 10-го числа. Все это время на паломника вновь накладываются ограничения ихрама.Затем паломники отправляются в Мину – окрестности Мекки, где остаются и в заранее подготовленных для паломников палатках. Паломники совершают в Мине обеденный намаз и остаются здесь до следующего утра. Никаких особых ритуалов в этот день нет, паломники отдыхают, знакомятся, общаются с другими паломниками.Женщины и мужчины размещаются раздельно.На следующий день, 9-го числа, после восхода солнца паломники направляются к близлежащей горе Арафат. Желательно прибыть туда к полудню. До вечерней молитвы паломники находятся на Арафате, обращаясь к Всевышнему со своими мольбами и прося о прощении.До вечерней молитвы паломники находятся на Арафате, обращаясь к Всевышнему со своими мольбами и прося о прощении.После захода солнца паломники направляются к Муздалифа, где объединяют вечернюю и ночную молитвы и остаются ждать до утренней молитвы.На следующий день, совершив в Муздалифе утреннюю молитву, паломники направляются к джамарат – ритуальному бросанию камешков. На обратном пути в Мину паломники собирают камешки, которые будут бросать в большой столб (джамрат аль-Акаба), символизирующий дьявола. Каждый паломник бросает по 7 камешков размерами чуть больше горошины.
Раньше паломники, пытаясь попасть в столб, часто ранили друг друга. Сегодня же власти построили несколько этажей вокруг столбов для облегчения ритуала и предотвращения несчастных случаев.После бросания камешков паломники совершают жертвоприношение. В былые времена, каждый паломник индивидуально закалывал жертвенное животное. Сегодня же оплатив в кассе стоимость жертвоприношения, получает на руки квитанцию об оплате. Наемные рабочие от имени паломника сами совершат заклание животного и последующую раздачу мяса нуждающимся людям.
Жертвоприношение можно совершить 10, 11 и 12 числа месяца зуль-хиджа.
День жертвоприношения также называют Курбан-байрам.
После жертвоприношения паломники вновь укорачивают волосы. Мужчинам же теперь желательно сбрить голову полностью, тогда как женщины срезают прядь волос.
Затем, как и в начале хаджа, паломники совершают таваф и са’й - семикратный обход вокруг Каабы и холмами ас-Сафа и аль-Марва.
После завершения этого паломнику становится разрешенным все, что ему было запрещено в состоянии ихрама.
После этого паломники возвращаются в Мину.
Следующие два дня паломники находятся а Мине, каждый день повторяя обряд бросания камешков.Если ранее камешки бросались только в один столб (джамрат аль-Акаба), то теперь паломники бросают камешки во все три столба.Остался последний обряд хаджа. После совершения всех перечисленных обрядов, паломники совершают прощальный таваф – семикратный обход Каабы, после чего могут возвращаться домой.Многие паломники после завершения хаджа предпочитают посетить Медину – вторую святыню Ислама, где находится мечеть пророка и его могила.
Для посещения Медины вхождение в состояние ихрам не требуется.
Власти Саудовской Аравии не разрешают паломникам оставаться в стране позднее 10 числа месяца мухаррам.
|
Просмотров: 514 |
Добавил: Аэм
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Календарь |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|